Извлечения из Правил плавания по ВВП РБ

20Сен

ИЗВЛЕЧЕНИЯ,  ДЛЯ СУДОВОДИТЕЛЕЙ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

из Правил плавания по внутренним водным путям Республики Беларусь

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Правила плавания по внутренним водным путям Республики Беларусь (далее — Правила) устанавливают порядок движения судов, плотов и иных плавучих объектов по внутренним водным путям Республики Беларусь, открытых в установленном порядке для судоходства (далее — водные пути). Правила плавания судов на акватории порта и правила стоянки судов в порту определяет администрация порта по согласованию с органом по безопасности судоходства и иными заинтересованными органами и организациями.

2. Для целей настоящих Правил применяются следующие термины и их определения:

безопасная скорость — скорость судна, состава или счаленной группы, позволяющая обеспечить безопасное движение, маневрирование и остановку судов в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами;

буксируемый состав — группа судов, плавучих объектов или соединений плавучего материала, соединенных между собой и буксируемых одним или несколькими буксирами, входящими в эту группу;

гидроцикл — маломерное судно, которое приводится в движение собственной силовой установкой, и по своей конструкции или оборудованию способно нести на своем борту одного или нескольких человек, и предназначено для скольжения по водной поверхности или выполнения спортивных фигур. К гидроциклам приравниваются водные санки, водные скутера, джетбайки, джетски и их аналоги;

высокоскоростное судно — самоходное судно, за исключением маломерных судов, способное осуществлять движение со скоростью свыше 40 км/ч по отношению к поверхности стоячей воды, если об этом указано в свидетельстве о годности судна к плаванию;

встречное плавание — движение судов навстречу друг другу;

дополнительный судовой ход — судовой ход, отходящий от основного судового хода, а затем соединяющийся с ним, а также судовой ход, отходящий от основного, предназначенный для подхода к берегу, причалам, затонам и тому подобному. Основной судовой ход притока реки является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки, в которую этот приток впадает;

кромка судового хода — условная линия, обозначающая границу судового хода по ширине;

маломерное судно — судно с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт и (или) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн;

минимальная скорость — наименьшая скорость судна в данной обстановке, при которой судно сохраняет управляемость;

обгон — приближение одного судна к другому в направлении под углом более 22,5° позади его траверза и опережение такого судна;

ограниченная видимость — обзорность водного пути в направлении движения менее 1 км, ограниченная геометрическими параметрами водного пути, сооружениями, насаждениями, гидрометеорологическими условиями (туман, мгла, атмосферные осадки);

ось судового хода — условная линия, проходящая в средней части судового хода;

основной судовой ход — судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе плавания;

остановка судна — прекращение движения судна по отношению к берегу;

плавучий объект — плавучее искусственное сооружение, не являющееся судном и не используемое в целях судоходства;

плавучее средство — плавучее сооружение, имеющее механические установки и предназначенное для работы на водных путях или в портах (землесосные и землечерпальные снаряды, элеваторы, копры, подъемные краны и другие);

плавучая установка — плавучее сооружение, не предназначенное, как правило, для перемещения по водным путям (купальня, док, причал, судовой ангар и другие);

паром — судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров между береговыми пунктами;

парусное судно — любое судно, передвигающееся с помощью паруса и не использующее одновременно собственную силовую установку;

пропуск судна — частный случай расхождения судов, при котором хотя бы одно из них уменьшило скорость до минимальной или остановилось;

пересекающиеся курсы — пересечение направлений движения двух и более судов таким образом, что может возникнуть опасность их столкновения;

полоса движения — часть судового хода между его осью и кромкой судового хода;

расхождение судов — маневр, связанный с прохождением одного судна относительно другого при встречном плавании;

судно — самоходное или несамоходное плавучее искусственное сооружение, используемое в целях судоходства;

самоходное судно — судно, использующее собственную силовую установку для перемещения, за исключением судна, силовая установка которого используется только для совершения перемещений на незначительное расстояние или для увеличения его маневренности во время буксировки. К самоходному судну приравнивается судно, идущее под парусом и одновременно использующее собственную силовую установку;

самоходное транспортное судно — самоходное судно, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров, буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов;

светлое время суток — промежуток времени, который начинается с восхода солнца и заканчивается с заходом солнца;

соединение плавучего материала — плот, а также любое другое плавучее искусственное сооружение, соединение или устройство, предназначенное для плавания и не являющееся судном или плавучим средством или плавучей установкой;

состав — буксируемый состав, толкаемый состав или счаленная группа;

судно на стоянке — судно, плавучее средство, плавучая установка, которые стоят на якоре, ошвартованы у берега, причала, плавучего сооружения, другого судна на стоянке;

судно на ходу — судно, плавучее средство, плавучая установка, которые не стоят на якоре или на мели, не ошвартованы у берега, причала, плавучего сооружения или судна на стоянке;

судоводитель — капитан (командир) судна, иное лицо, имеющее в установленном порядке право управлять судном, составом, плавучим средством. К судоводителю приравнивается лицо, управляющее соединением плавучего материала;

судовой огонь — световое сигнальное устройство на судне, предназначенное для повышения их видимости. Термины «белый огонь», «красный огонь», «зеленый огонь», «желтый огонь» и «синий огонь» означают судовые огни, цвета которых соответствуют предписаниям настоящих Правил;

судно, идущее вверх, — судно, осуществляющее движение в одном из следующих направлений: на реках и водохранилищах — от устья к истоку реки; на дополнительных судовых ходах, которые отходят от основного и не соединяются с ним, — от основного хода к берегу; на каналах и озерах — против условного течения в соответствии с местными условиями плавания;

судно, идущее вниз, — судно, осуществляющее движение в направлении, противоположном движению судна, идущего вверх;

судовой ход — пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) на карте;

счаленная группа — группа судов, других плавучих средств и плавучих сооружений, соединенных между собой борт о борт;

темное время суток — промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца;

толкаемое судно — несамоходное судно, которое по своей конструкции или оборудованию предназначено для перемещения толканием;

толкаемый состав — жесткое соединение, состоящее из судов, из которых по крайней мере одно помещается впереди самоходного судна, обеспечивающего движение состава и называемого толкачом.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ СУДНОМ И ЭКИПАЖУ СУДНА

5. Судоводитель должен находиться на борту судна (плавучего средства) во время его плавания (работы).

6. Во время движения судна в рулевой рубке, у поста управления должно находиться по крайней мере одно лицо из командного состава судна в возрасте не моложе 18 лет, имеющее соответствующую должность и судоводительскую специальность, подтвержденную соответствующим дипломом.

8. Судоводитель должен иметь возможность получения и передачи всех сообщений и команд, поступающих на/из пост(а) управления, возможность слышать звуковые сигналы и иметь достаточно широкий круговой обзор для контроля движения судна либо возможность пользоваться оптическим устройством, обеспечивающим четкое и неискаженное изображение.

10. Судоводитель несет ответственность за соблюдение настоящих Правил и другого законодательства Республики Беларусь на управляемом им судне, составе или соединении плавучего материала.

11. Запрещается заступать и находится членам экипажа судна на вахте, а также управлять судном в состоянии усталости или опьянения.

12. Если судоводитель не уверен в правильной оценке действий других судов, при потере ориентировки на судовом ходу, отсутствии навигационных знаков или неисправности навигационного оборудования, при неподаче или неправильном подтверждении визуальной и звуковой сигнализации, а также в иных случаях, угрожающих безопасности судоходства, он должен уменьшить ход управляемого им судна до безопасной скорости или прекратить движение.

В случаях, не предусмотренных настоящими Правилами, для предотвращения ситуации, угрожающей безопасности судоходства, или уменьшения ее возможных последствий судоводитель может отступать от требований настоящих Правил в части порядка движения и маневрирования судов, пользования визуальной и звуковой сигнализацией, сигнализацией судового хода, одновременно принимая все меры с учетом сложившихся обстоятельств при условии обеспечения безопасности судоходства.

13. Распоряжения капитана (командира) судна в пределах его полномочий должны выполняться всеми находящимися на судне лицами.

ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ И ОБОРУДОВАНИЮ СУДОВ

17. К плаванию по водным путям допускаются пригодные к плаванию суда.

Судно считается пригодным к плаванию, если оно укомплектовано экипажем и соответствует требованиям обеспечения безопасности судоходства, а также природоохранным, санитарным, противопожарным и иным требованиям законодательства Республики Беларусь.

Пригодность судна к плаванию удостоверяется свидетельством о годности судна к плаванию с указанием его класса или приложением классификационного свидетельства.

ГЛАВА 4. СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

26. На судне, зарегистрированном в судовой книге, должен находиться судовой билет.

28. Судовые документы должны предъявляться по требованию должностных лиц органа по безопасности судоходства, правоохранительных, контрольных, иных органов в соответствии с компетенцией, предоставленной законодательством Республики Беларусь.

29. На судне, за исключением несамоходного, эксплуатируемого без экипажа, должен находиться экземпляр настоящих Правил, а также правил пользования радиотелефонной связью.

ГЛАВА 5. СРЕДСТВА ИДЕНТИФИКАЦИИ СУДНА

35. Маломерные суда должны иметь на наружной стороне корпуса государственные регистрационные знаки, а если такие знаки не присвоены в установленном порядке — название или номер судна.

36. Опознавательные знаки судна наносятся масляной или иной несмываемой краской печатными буквами русского алфавита.

Высота букв названия судна должна быть не менее 20 см, а прочих опознавательных знаков — не менее 15 см. Ширина букв и толщина линий должны быть пропорциональны их высоте. Для маломерных судов опознавательные знаки и прочие надписи должны быть не менее 10 см.

Опознавательные знаки должны иметь контрастный цвет по отношению к борту судна (щитку), на котором они нанесены и выполнены светлыми красками на темном фоне или темными красками на светлом фоне.

ГЛАВА 6. ВИЗУАЛЬНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

40. В темное время суток, а также в светлое время суток в условиях ограниченной видимости должны применяться следующие виды судовых огней:

·   топовый огонь — судовой огонь белого цвета, излучающий непрерывный свет по всей дуге горизонта в 225° и расположенный таким образом, чтобы его свет был виден от направления прямо по носу судна до 22°30 позади траверза каждого борта;

·   бортовые огни — судовой огонь зеленого цвета на правом борту и судовой огонь красного цвета на левом борту, каждый из которых излучает непрерывный свет по всей дуге горизонта в 112°30 и расположен таким образом, чтобы его свет был виден от направления прямо по носу судна до 22°30 позади траверза соответствующего борта;

·   кормовой огонь — судовой огонь белого цвета, излучающий непрерывный свет по всей дуге горизонта в 135° и расположенный таким образом, чтобы его свет был виден от направления прямо по корме до 67°30 с каждого борта;

·   буксировочный огонь — судовой огонь желтого цвета, излучающий непрерывный свет по всей дуге горизонта в 135° и расположенный таким образом, чтобы его свет был виден от направления прямо по корме до 67,5° с каждого борта;

·   круговой огонь — судовой огонь, излучающий непрерывный свет по всей дуге горизонта в 360° и видимый со всех сторон;

·   проблесковый огонь — судовой огонь, дающий ритмичные проблески через регулярные интервалы времени. Частым проблесковым огнем является проблесковый огонь, дающий 50-60 проблесков в минуту;

·   светоимпульсная отмашка — проблесковый огонь, как правило, белого цвета, излучающий свет по всей дуге горизонта в 112,5° от траверза судна к носу или корме с перекрытием диаметральной плоскости судна на 22,5°.

При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за указанные настоящими Правилами, ухудшать их видимость или служить помехой для наблюдения.

41. Топовый огонь на самоходном судне (а если на одной мачте два и более огней, то нижний из них), за исключением нижних топовых огней на толкачах (буксирах), должен быть расположен в диаметральной плоскости судна выше бортовых огней не менее чем на 1 м, а на судах длиной менее 20 м — не менее 0,5 м.

При расположении двух и более топовых огней на одной мачте самоходного судна расстояния между ними должны быть одинаковыми и не менее 1 м, а на судах длиной менее 20 м — не менее 0,5 м.

При расположении двух топовых огней на разных мачтах расстояние по горизонтальной линии между ними должно быть не менее 20 м, а задний огонь должен быть выше переднего не менее чем на 1 м при любом эксплуатационном дифференте судна.

На самоходных судах, занятых толканием, три топовых огня располагаются в форме равнобедренного треугольника (со стороной от 1 до 3 м) основанием вниз. При этом два нижних огня располагаются горизонтально в плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, а верхний — в диаметральной плоскости судна.

На несамоходных грузовых судах топовые огни должны располагаться в диаметральной плоскости судна на высоте, как правило, не менее 2 м над палубой, но в любом случае — не менее 1 м ниже треугольника топовых огней толкача.

42. Бортовые огни должны быть расположены на одинаковой высоте, на линии, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, и симметрично этой плоскости:

·   на судах с одноярусной надстройкой — в ее верхней части;

·   на судах с надстройкой в два и более ярусов — не ниже палубы ходового мостика;

·   на беспалубных судах — не менее чем на 0,5 м выше планширя (на маломерных судах допускается установка бортовых огней на уровне планширя);

·   если бортовые огни скомбинированы в одном фонаре, то он должен быть расположен в диаметральной плоскости в передней части судна.

43. Кормовой огонь располагается на корме судна в диаметральной плоскости. Два кормовых огня располагаются в одной плоскости горизонтально. Три кормовых огня располагаются в форме равнобедренного треугольника основанием вниз. При этом верхний огонь должен быть расположен в диаметральной плоскости судна, а два нижних — как можно ближе к бортам.

44. Буксировочный огонь располагается на корме судна выше кормовых огней не менее чем на 0,5 м.

45. Светоимпульсные (световые) отмашки должны быть расположены над бортовыми огнями не менее чем на 0,5 м.

46. Если на парусном судне бортовые огни и кормовой огни скомбинированы в одном фонаре, то такой фонарь должен быть расположен в диаметральной плоскости в носовой части на топе или около топа мачты.

47. Желтый и синий проблесковые огни должны быть расположены на наиболее видном месте, обеспечивающем его видимость со всех сторон. При этом желтый огонь должен быть на одной вертикали с топовым огнем и выше его.

48. Все сигнальные круговые огни должны быть расположены таким образом, чтобы расстояние между ними и ходовыми или стояночными огнями было не менее 1 м на судах длиной 20 м и более и 0,5 м — на судах длиной менее 20 м.

Белые круговые огни должны быть расположены по высоте следующим образом:

·   на несамоходных грузовых судах — не ниже 2 м над палубой в диаметральной плоскости судна, а при наличии палубного груза — не ниже 1 м над ним;

·   на плотах, лесонаправляющих и лесоограждающих плавучих сооружениях — не ниже 2 м от поверхности воды;

·   на паромах, плавучих причалах, понтонах, купальнях и тому подобном — не менее 2 м от сплошных верхних палуб (настилов).

Красный и зеленый круговые огни должны быть расположены на наиболее видном месте, обеспечивающем их видимость со всех сторон, при этом они не должны находиться на одной вертикали со стояночными огнями.

49. На судах, составах, плотах, иных плавучих объектах в светлое время суток должны применяться сигнальные флаги и знаки согласно приложению 2.

Сигнальные знаки должны подниматься на сигнальной мачте или реях носовой или кормовой мачты и быть хорошо видимыми на расстоянии.

Расстояние между двумя и более сигнальными знаками должно быть не менее 1 м на судах длиной 20 м и более и 0,5 м — на судах длиной менее 20 м.

Во время стоянки судна в светлое время черный шар должен располагаться в передней части судна и на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон.

ГЛАВА 7. ХОДОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

57. Одиночное самоходное судно на ходу, а также самоходное судно с работающими силовыми установками, следующее за вспомогательным самоходным судном, должно нести следующие судовые огни:

·   один топовый (судно длиной 50 м и более должно нести второй топовый огонь, расположенный позади и выше переднего);

·   бортовые;

·   три кормовых, расположенные треугольником основанием вниз (на судах шириной 5 м и менее — один кормовой огонь в диаметральной плоскости);

·   желтый проблесковый круговой огонь, расположенный выше топового (для пассажирских водоизмещающих самоходных судов, работающих на переправе или на внутригородских линиях в границах портовых вод).

58. Самоходное судно, осуществляющее буксировку, должно нести следующие судовые огни:

·   два топовых, расположенные по вертикали (при буксировке плотов — три топовых, расположенные по вертикали);

·   бортовые;

·   кормовой, расположенный в диаметральной плоскости, и буксировочный над ним.

При буксировке состава несколькими самоходными судами, соединенными в кильватер, головной буксировщик должен нести судовые огни, указанные в части первой настоящего пункта, а остальные буксировщики — судовые огни головного буксировщика, за исключением бортовых.

Самоходные суда, ошвартованные бортами и буксирующие состав, должны нести судовые огни, указанные в части первой настоящего пункта, за исключением внутренних бортовых огней.

Самоходное судно у плота, оказывающее помощь в его проводке, должно нести три топовых огня, расположенных по вертикали, и один кормовой огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна.

Самоходное судно при буксировке на тросе состава с толкачом должно нести судовые огни, указанные в части первой настоящего пункта, а толкач — один топовый огонь, буксировочный огонь и два кормовых огня, расположенных горизонтально ниже буксировочного огня, а при ширине толкача 5 м и менее — один буксировочный огонь.

Самоходное судно при буксировке под бортом других судов должно нести судовые огни в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил. При этом самоходное судно, находящееся под бортом, должно нести один топовый и один кормовой огни, расположенные в диаметральной плоскости, а несамоходное судно, находящееся под бортом, должно нести судовые огни в соответствии с пунктом 59 настоящих Правил.

Самоходное судно, ошвартованное к борту другого судна или состава, на ходу, независимо от того, использует ли оно свои двигатели или нет, должно нести один топовый и один кормовой огни, располагаемые в диаметральной плоскости, при этом судовые огни главного судна (состава) не меняются.

59. Несамоходные суда буксируемого состава, следующего за одним или несколькими самоходными судами, должны нести следующие круговые судовые огни:

·   одиночное судно длиной до 50 м — один белый огонь (при буксировке под бортом этот огонь может быть заменен на топовый);

·   одиночное судно длиной 50 м и более — один белый огонь в носовой части и один белый огонь на корме (при буксировке под бортом эти огни могут быть заменены соответственно на топовый и кормовой);

·   в составе — по одному белому огню в носовой части каждого судна и корме каждого последнего судна.

60. Толкающее судно должно нести следующие судовые огни:

·   три топовых, расположенные в одной плоскости равносторонним треугольником, основанием вниз, верхний из которых должен быть расположен в диаметральной плоскости;

·   бортовые;

·   три кормовых, расположенные треугольником, основанием вниз и буксировочный над ними (для судов шириной 5 м и менее — только буксировочный огонь).

Толкаемые суда должны нести:

·   одиночное — один топовый огонь в носовой части;

·   в составе — по одному топовому огню в носовой части каждого переднего судна.

61. Парусные суда должны нести следующие судовые огни:

·   при длине 20 м и более — бортовые, кормовой и два круговых огня около топа мачты, и расположенные вертикально друг над другом: верхний — красного цвета, нижний — зеленого;

·   при длине от 7 до 20 метров — бортовые и один кормовой. При этом судовые огни могут быть объединены в одном фонаре, установленном в верхней части мачты;

·   при длине менее 7 метров — белый круговой огонь на мачте. При приближении других судов такое судно должно также освещать свой парус белым огнем.

Судно, идущее под парусом и одновременно использующее свою силовую установку, должно нести огни как одиночное самоходное судно соответствующих размеров, а в светлое время суток — черный конус вершиной вниз на наиболее видном месте.

62. Одиночные маломерные самоходные суда должны нести следующие судовые огни:

·   топовый;

·   бортовые (бортовые огни могут быть скомбинированными в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части);

·   кормовой.

Одиночные маломерные самоходные суда длиной менее 7 м могут вместо судовых огней, указанных в части первой настоящего пункта, нести один белый круговой огонь.

Маломерное судно, буксирующее или ведущее в счаленном составе только маломерные суда, должно нести судовые огни, указанные в части первой настоящего пункта. При этом буксируемые или идущие в счаленном составе маломерные суда, за исключением судовых шлюпок, должны нести один белый круговой огонь.

Одиночные маломерные суда, которые не являются ни самоходными, ни парусными, должны нести один белый круговой огонь. На судовых шлюпках допускается показывать такой огонь только при приближении других судов.

63. Суда на ходу, перевозящие опасные грузы, а также не проходившие дегазацию после перевозки таких грузов, должны нести огни согласно пункту 57 настоящих Правил, а также красный топовый огонь, расположенный ниже переднего белого топового огня.

Толкач (буксир), занятый буксировкой на тросе или толканием судов с опасными грузами или судов, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, кроме огней, предписанных настоящими Правилами, должен нести:

·   при буксировке на тросе — красный топовый огонь, расположенный выше белых топовых огней;

·   при толкании — вместо верхнего белого топового огня в вершине треугольника красный топовый огонь;

·   при буксировке (толкании) смешанного состава (судов разных типов) — один красный топовый огонь, расположенный выше белых топовых огней.

64. Пассажирские суда с максимальной длиной корпуса менее 20 м, на которых разрешено перевозить более 12 пассажиров, должны нести в светлое время суток в соответствующем месте желтый двойной конус, видимый со всех сторон.

65. Паромы, не передвигающиеся самостоятельно, должны нести:

·   белый круговой огонь;

·   желтый круговой огонь, расположенный на расстоянии не менее 1 м над белым огнем.

Канат переправы должен быть освещен у обоих берегов фонарями, имеющими защитные козырьки.

66. Паромы, передвигающиеся самостоятельно, должны нести судовые огни согласно пункту 57 настоящих Правил, а также желтый проблесковый круговой огонь, расположенный выше топового.

Самоходное судно, занятое толканием (буксировкой) на тросе или под бортом несамоходного судна (парома) на переправе, кроме огней, предписанных настоящими Правилами, должно нести желтый проблесковый круговой огонь, расположенный выше топовых.

Несамоходное судно (паром) при работе толканием несет один белый топовый огонь, при буксировке — один белый круговой огонь (для судов длиной до 50 м) или два круговых огня на носу и корме (для судов длиной 50 м и более).

67. Суда, которым в установленном порядке предоставлено преимущественное право прохода в местах, где такой проход регулируется, должны нести в светлое время суток красный вымпел, поднимаемый в носовой части судна на высоту, достаточную для того, чтобы он был хорошо виден.

68. Потерявшие маневренность суда или в иных случаях для обеспечения безопасности судоходства, кроме сигнализации, установленной для соответствующих судов в соответствии с настоящими Правилами, должны показывать:

·   в темное время суток — качающийся красный огонь (на маломерных судах допускается замена красного огня белым огнем);

·   в светлое время суток — качающийся красный флаг.

69. Плоты на ходу должны нести:

·   при длине менее 60 м — один белый круговой огонь на хвостовой части;

·   при длине от 60 до 120 м — по одному белому круговому огню на головной и хвостовой частях;

·   при длине от 120 до 240 м — по одному белому круговому огню на углах плота;

·   при длине от 240 до 480 м — по одному белому круговому огню на углах плота и на бортах в средней части.

70. Плавучие сооружения, устройства, соединения плавучего материала, плавучие установки и другие плавучие объекты, не указанные в настоящей главе, должны нести белые круговые огни в количестве, достаточном для указания их контура (габаритов), и не реже чем через каждые 50 м по длине объекта.

ГЛАВА 8. СТОЯНОЧНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

71. Одиночное судно на стоянке должно нести:

·   самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 м — белый круговой огонь на мачте;

·   самоходное шириной более 5 м — белый круговой огонь в носовой части, два кормовых огня, расположенные горизонтально, и белый огонь на краю ходового мостика со стороны судового хода, видимый в секторе 180°;

·   несамоходное длиной 50 м и более — по одному белому круговому огню в носовой части и на корме.

72. Дебаркадер, плавмастерская, брандвахта должны нести один белый круговой огонь на мачте и один белый круговой огонь на стенке надстройки, видимый со стороны судового хода.

73. В составе несамоходных судов, стоящих на рейде или у берега, суда, находящиеся со стороны судового хода, и все суда переднего счала должны нести по одному белому круговому огню в носовой части, а все суда последнего (заднего) счала — на корме.

74. Маломерное или парусное судно при стоянке на якоре должно нести один белый круговой огонь.

75. Применение визуальной сигнализации, указанной в пунктах 71-74 настоящих Правил, необязательно, если судно на стоянке находится:

·   на участке внутреннего водного пути, не открытом в установленном порядке для судоходства, а также судоходство по которому временно невозможно либо в установленном порядке ограничено или запрещено;

·   за пределами судового хода и освещено с берега.

76. Суда с опасными грузами или не дегазированные после перевозки таких грузов на стоянке дополнительно к огням, предусмотренным пунктом 71 настоящих Правил, должны нести один красный круговой огонь.

77. Паромы, не передвигающиеся самостоятельно, стоящие у причала, в темное время суток должны нести огни согласно пункту 65 настоящих Правил.

78. Паромы, передвигающиеся самостоятельно, стоящие у причала и одновременно выполняющие работы, в темное время суток должны нести огни согласно пункту 65 настоящих Правил. При непродолжительной стоянке эти паромы могут нести огни согласно пункту 66 настоящих Правил. При этом они должны незамедлительно погасить желтый проблесковый огонь после прекращения выполнения работ.

79. Плоты на стоянке в пути следования должны нести такие же огни, как и на ходу.

Плоты, стоящие на формировочном рейде, должны нести со стороны судового хода через каждые 500 м круговые огни того же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков.

80. Лесонаправляющие и лесоограждающие плавучие сооружения лесных запаней и гаваней на оконечностях, а также по всей длине через каждые 100 м должны нести круговые огни такого же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков.

81. Плавучие причалы, насосные станции и другие плавучие установки должны нести:

·   один белый круговой огонь — при длине менее 50 м;

·   белый круговой огонь через каждые 50 м — при длине 50 м и более.

82. Пляжи и места купания со стороны судового хода должны быть ограждены специальными буйками, расположенными на расстоянии 25-30 м друг от друга.

83. Сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода или на его части, должны обозначаться через каждые 100 м на лодках или других приспособлениях круговыми огнями того же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков. В светлое время суток такие сети должны обозначаться желтыми поплавками или желтыми флагами в количестве, достаточном для указания их местонахождения.

84. В светлое время суток самоходное судно, стоящее на якоре, а также толкач (буксир) состава, стоящего на якоре, должны нести сигнальный знак в виде черного шара согласно приложению 2.

85. В светлое время суток самоходные и несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести красный конус вершиной вниз.

86. Севшие на мель составы или самоходные суда должны нести установленные для них в соответствии с настоящей главой стояночные огни и, кроме того, на уровне плавучего навигационного знака, если судно стоит в границах судового хода и проход мимо него для других судов возможен, на выступающей в судовой ход части судна один белый или красный круговой огонь, выставляемый согласно правилам освещения плавучих навигационных знаков.

Если проход мимо состава невозможен, буксир (толкач) не имеет права оставлять несамоходное судно, и обязан предупреждать об этом другие суда и составы звуковым сигналом 6 «Предупреждение» согласно приложению 5 и зрительным сигналом «Прошу остановится» (горизонтальное движение с борта на борт флага-отмашки в светлое время суток, белого огня — в темное время суток). Такие же сигналы подает и самоходное судно, севшее на мель, если проход мимо невозможен.

87. Затонувшее на судовом ходу или в непосредственной близости от него судно должно быть ограждено плавучими знаками навигационной обстановки.

88. Отданные с судов, плавучих объектов якоря не должны создавать опасность для проходящих судов.

89. Все отданные с работающих на судовом ходу земснарядов якоря должны иметь буйки, окрашенные продольными белыми и красными полосами. Буйреп должен иметь такую длину, чтобы после отдачи якоря буек всегда находился на поверхности воды вблизи от отданного якоря. Отдача якорей без буйков запрещается.

ГЛАВА 9. ОСОБАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

90. Суда органа по безопасности судоходства, контрольных и иных государственных органов, а также суда пожарной и спасательной службы, следующие для оказания помощи, вправе, не отступая от требований настоящих Правил, предъявляемых к визуальной сигнализации для соответствующих судов, показывать независимо от времени суток проблесковый синий круговой огонь.

91. Если терпящее бедствие судно нуждается в помощи, оно может показывать следующие сигналы:

·   частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное перемещение флага или огня;

·   флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;

·   ракеты, выбрасывающие с короткими интервалами звезды красного цвета;

·   световой сигнал о помощи (SOS) по азбуке Морзе (три точки — три тире — три точки);

·   пламя, образующееся при сжигании гудрона, масла и других горючих материалов;

·   ракеты, спускаемые на парашюте, или покачивание из стороны в сторону ручными фонарями, излучающими красный свет;

·   медленные повторяющиеся движения вытянутыми в стороны руками сверху вниз.

Сигналы, указанные в настоящем пункте, могут быть заменены или дополнены звуковой сигнализацией, подаваемой согласно пункту 106 настоящих Правил.

92. Дноуглубительный снаряд независимо от конструкции и назначения должен нести:

·   при работе на судовом ходу — один зеленый круговой огонь на мачте;

·   при работе на правой стороне судового хода — дополнительно два красных круговых огня (тентовых), расположенных в носовой части и на корме на высоте тента с ходовой стороны;

·   при работе на левой стороне судового хода — дополнительно два зеленых круговых огня (тентовых), расположенных в носовой части и на корме на высоте тента с ходовой стороны;

·   при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и тому подобное) — дополнительно по два тентовых огня в носовой части и на корме с каждой стороны судового хода.

93. Дноуглубительный снаряд с волочащимся грунтоприемником при заборе грунта на ходу должен нести:

·   в темное время суток — кроме ходовой сигнализации, предусмотренной настоящими Правилами, два зеленых круговых огня, расположенных горизонтально на рее кормовой мачты на расстоянии не менее 2 м друг от друга;

·   в светлое время суток — сигнальные знаки по вертикали: два черных шара с расположенным между ними черным двойным конусом.

94. Рефулерный снаряд при работе на судовом ходу должен нести на плавучем грунтопроводе, кроме сигнализации, указанной в пункте 92 настоящих Правил, круговые огни через каждые 50 м (красные — при отвале грунта за правую кромку судового хода, белые — за левую).

95. Дноочистительные снаряды и суда, занятые подводными работами (подъем судов, прокладка труб, кабелей и тому подобное без водолазных работ), должны нести:

·   в темное время суток — один зеленый круговой огонь на мачте;

·   в светлое время суток — сигнальный флаг или щит «А».

96. Плавучие краны, добывающие грунт на судовом ходу, должны нести один зеленый круговой огонь на мачте и тентовые огни согласно пункту 92 настоящих Правил.

97. Плавучие краны и дноуглубительные снаряды, работающие за пределами судового хода, должны нести стояночную сигнализацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, установленных для несамоходных судов соответствующих размеров при их стоянке на якоре.

98. Судно, занятое тралением судового хода, а также при работе у плавучих навигационных знаков должно нести:

·   в темное время суток — один зеленый круговой огонь на мачте;

·   в светлое время суток — сигнальный флаг или щит «А».

99. Рыболовное судно, стоящее на снастях, заводящее невод или сплывающее по течению с выпущенной сетью на реках, должно нести на мачте, при работе у правого берега — два красных, у левого берега — два белых круговых огня, расположенных по вертикали; в светлое время суток — два красных или два белых сигнальных флага соответственно. При этом такое судно должно заблаговременно предупреждать проходящие мимо суда следующими сигналами:

·   в темное время суток при работе у правого берега — миганием красного огня, при работе у левого берега — миганием белого огня;

·   в светлое время суток — при работе у правого берега красным флагом-отмашкой, у левого берега — белым флагом-отмашкой.

Судно, проходящее мимо, должно подтвердить проход подачей световой отмашки или флагом-отмашкой с соответствующего борта.

100. Судно, занятое водолазными работами, в темное время суток должно нести два зеленых круговых огня, расположенных по вертикали, в светлое время суток — два сигнальных флага или щита «А».

101. Дноуглубительные и дноочистительные снаряды, водолазные суда и суда, предназначенные для ведения подводных работ, не занятые выполнением операций, для которых они предназначены, а также рыболовные суда, не занятые ловом, на ходу или на стоянке, должны использовать визуальную сигнализацию, установленную в соответствии с требованиями настоящих Правил для соответствующих самоходных или несамоходных судов. При этом на грунтопроводе должны быть выставлены белые круговые огни через каждые 50 м.

ГЛАВА 11. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

120. Для регулирования движения судов водные пути оборудуются береговыми навигационными информационными знаками согласно приложению 6.

Береговые навигационные информационные знаки, регулирующие судоходство по внутренним водным путям, могут быть основными и дополнительными. Основные береговые навигационные информационные знаки подразделяются на запрещающие, предупреждающие и предписывающие, указательные. Основные береговые навигационные информационные знаки могут быть дополнены дополнительными береговыми навигационными информационными знаками согласно приложению 6.

121. Для указания положения судового хода, создания безопасных условий плавания судов и обеспечения сохранности искусственных сооружений на водных путях применяются плавучие навигационные знаки и береговые навигационные знаки обозначения положения судового хода согласно приложению 7.

122. Изготовление навигационных знаков, а также цвет и взаимное расположение знаков и огней судового хода производятся в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Щиты береговых навигационных знаков могут быть окаймлены узкой белой полоской по внешнему контуру.

123. Требования навигационных знаков и огней судового хода обязательны для выполнения судоводителями и иными членами экипажа судов.

ГЛАВА 12. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДВИЖЕНИЮ И МАНЕВРИРОВАНИЮ

126. Маломерные и парусные суда должны осуществлять движение за пределами судового хода или установленных полос движения. Если это невозможно исходя из особенностей данного участка водного пути, движение таких судов может осуществляться в пределах судового хода вдоль правой по ходу кромки, но не более 10 м от нее и при условии, что оно не затруднит движение и маневрирование на судовом ходу других судов.

Маломерные и парусные суда при необходимости могут пересекать судовой ход (полосу движения, рекомендованный курс), а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих мимо их курса судов в возможно короткий срок и под углом, близким к прямому.

132. Если настоящими Правилами установлено, что какое-либо из требований не применяется к маломерным судам в отношении других судов, то такие маломерные суда должны оставлять всем другим судам необходимое пространство для продолжения ими движения по курсу и маневрирования и не могут требовать, чтобы последние уступали им дорогу.

137. При движении по водным путям судам, плавучим объектам запрещаются:

·   плавание дрейфом, за исключением случаев небольших перемещений или маневров в местах стоянки, погрузки и разгрузки;

·   держать на судах всех типов и соединениях плавучего материала при движении и шлюзовании якоря не убранными по-походному (волочить якоря и тросы), за исключением случаев небольших перемещений или маневров в местах стоянки, не обозначенных запрещающим знаком 6 «Якоря не бросать» согласно приложению 6;

·   перевозить на пассажирских судах, паромных переправах пассажиров сверх количества, установленного судовыми документами;

·   пользоваться навигационными знаками, сигнальными знаками и огнями, другим навигационным оборудованием водного пути для швартовки судов или соединений плавучего материала, повреждать или приводить их в непригодное состояние;

·   выставлять за борт предметы, выбрасывать, выливать или допускать падение за борт либо сток с судна в водный путь предметов, веществ, в том числе нефтяных отходов в любой форме либо смесей таких отходов с водой, которые создают помеху для судовождения или могут создать угрозу безопасности судоходства.

138. Маломерным и парусным судам, за исключением выполняющих производственные задания, запрещается:

·   маневрировать и останавливаться вблизи других судов, плавучих объектов на ходу или на стоянке, а также между ними;

·   останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода, а также у плавучих навигационных знаков;

·   выходить на судовой ход в условиях ограниченной видимости, а парусным судам — также и в темное время суток.

139. Скорость движения судов по водным путям не должна создавать угрозу безопасности судоходства и быть ниже скорости, необходимой для обеспечения безопасности управления.

При выборе скорости движения судоводитель должен учитывать особенности плавания на данном участке водного пути, особенности и состояние данного судна, плавучего объекта и перевозимого ими груза или оборудования, метеорологические условия и регулировать скорость таким образом, чтобы не вызывать волнения или присасывания, которые могут вызвать повреждение других судов, иных объектов на внутренних водных путях.

140. Скорость судна должна быть своевременно уменьшена до безопасной:

·   перед входом в порт и в затонах;

·   вблизи от судов, плавучих объектов, если они выполняют работы на водном пути, находятся на стоянке в обычных местах стоянки, пришвартованы к берегу или пристани либо на их борту производятся погрузо-разгрузочные работы или работы по очистке;

·   вблизи от паромов, не передвигающихся самостоятельно;

·   на участках с ограниченными габаритами судового хода, при приближении к откосу канала, берегу, в районе пляжей и мест отдыха;

·   на обозначенных навигационными или сигнальными знаками и огнями участках водных путей, в том числе запрещающим знаком 9 «Не создавать волнения» согласно приложению 6.

141. Самоходным судам, толкающим, буксирующим состав или ведущим счаленную группу, запрещается оставлять суда, входящие в состав (группу), при швартовке или постановке на якорь до тех пор, пока они не освободили судовой ход, и судоводитель судна, обеспечивающего движение состава (группы), не убедился в безопасности их постановки.

144. Суда могут входить в порты и притоки или выходить из них, выходить на основной водный путь или пересекать его, а также совершать иное маневрирование только после того, как судоводитель непосредственно перед началом маневрирования убедится в безопасности маневра и в том, что он не вынудит другие суда внезапно изменить свой курс или скорость.

145. При намерении совершить маневр судоводитель обязан учесть все особенности движения на данном участке водного пути.

146. Запрещается заход в пространство между судами буксируемого состава.

151. Навигационный знак 32 «Пересечение судового хода» согласно приложению 6 устанавливается на расстоянии 1 км выше и ниже паромной переправы.

ГЛАВА 13. ПРЕИМУЩЕСТВО В ДВИЖЕНИИ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ КУРСОВ

152. Преимущество в движении (за исключением случаев обгона) обязано предоставить:

152.1. одиночное самоходное судно, толкающее или буксирующее состав (кроме буксировки плота), — парусным судам, судам, занятым ловом рыбы, буксирующим плот, занятым подводными или водолазными работами, а также неуправляемым судам;

152.2. парусное судно — судам, занятым ловом рыбы, буксирующим плот, занятым подводными или водолазными работами, а также неуправляемым судам;

152.3. судно, занятое ловом рыбы, — судам, буксирующим плот, занятым подводными или водолазными работами, а также неуправляемым судам;

152.4. судно, буксирующее плот, — судам, занятым подводными или водолазными работами, а также неуправляемым судам.

При пересекающихся курсах судов одного типа судоводитель обязан предоставить преимущество в движении судам, находящимся по правому борту.

153. При движении в пределах судового хода маломерные и парусные суда обязаны своевременно без применения визуальной и звуковой сигнализации предоставить преимущество в движении другим судам (пропускать, освобождать полосу движения), не относящимся к маломерным и парусным.

156. При одновременном подходе судов к дноуглубительному или дноочистительному снарядам, мостам, другим гидротехническим сооружениям сверху и снизу преимущество прохода мимо него имеют суда, идущие вниз, а также высокоскоростные суда независимо от направления движения.

157. Если при пересекающихся курсах судно, имеющее преимущество в движении, оказывается настолько близко от другого, что столкновения избежать невозможно только за счет маневрирования судна, обязанного уступить дорогу, судоводитель судна, имеющего преимущество в движении, должен своевременно первым выполнить соответствующий маневр и принять иные необходимые меры для избежания столкновения судов.

Действие настоящего пункта не распространяется на маломерные суда в отношении других судов.

158. При пересекающихся курсах маломерных судов различных категорий преимущество в движении обязано предоставить:

·   маломерное самоходное судно — маломерным несамоходным судам;

·   маломерное самоходное судно и судно, не идущее под парусом, — парусным судам.

159. При пересекающихся курсах парусных судов преимущество в движении обязано предоставить:

·   судно, идущее левым галсом, — судну, идущему правым галсом (если суда идут разными галсами);

·   судно, находящееся на ветру, — судну, находящемуся под ветром (если оба судна идут одним галсом);

·   судно, идущее левым галсом, которое видит в пересекающемся курсе другое судно с наветренной стороны и не может определить, каким галсом идет такое судно.

ГЛАВА 14. ВСТРЕЧНОЕ ПЛАВАНИЕ, ОБГОН

160. При встречном плавании суда, идущие вверх, должны, учитывая местные условия плавания и движение других судов, предоставить преимущество в движении судам, идущим вниз.

161. Запрещается встречное плавание судов, за исключением высокоскоростных, в пределах 500 м выше и ниже мостов, если движение судов осуществляется через один пролет моста.

162. Расхождение и обгон допускаются при условии, если ширина судового хода достаточна для их совершения и они не вынуждают изменять направление движения, скорость других судов.

При намерении совершить расхождение или обгон судоводитель обязан учесть все особенности движения на данном участке внутреннего водного пути.

163. Расхождение и обгон должны выполняться, если позволяют условия плавания, таким образом, чтобы избежать пересечения курсов носовыми частями.

164. Расхождение и обгон запрещены:

на участках водного пути, обозначенных запрещающими сигнальными знаками 2 «Запрещение всякого обгона», 3 «Расхождение и обгон составов запрещены» и 4 «Расхождение и обгон запрещены» согласно приложению 6;

при одновременном нахождении на траверзе трех судов при ширине судового хода менее 200 м;

при пересечении полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1 км от приближающегося судна без согласования с судоводителем этого судна взаимных действий. При этом пересечение курсов должно производиться под углом, близким к прямому:

·   в зоне переправ;

·   на лимитирующих перекатах;

·   в крутых коленах;

·   в узкостях;

·   в пролете мостов.

173. Водоизмещающие самоходные суда, за исключением маломерных, могут расходиться любыми бортами с безопасной скоростью.

179. Проход судов в узкостях, а также на других участках и местах водного пути, где расхождение судов затруднено (далее — непросматриваемый и затруднительный участок), должен быть завершен в максимально короткое время.

ГЛАВА 15. ПРОХОД ПОД МОСТАМИ, ПРОХОД ПЛОТИН И ШЛЮЗОВ

180. Проход под мостами допускается только через предназначенные для этого судоходные пролеты, оборудованные навигационными знаками и огнями.

181. При одновременном подходе судов сверху и снизу к мосту с одним судоходным пролетом преимуществом прохода моста обладает судно, идущее вниз, а также высокоскоростное независимо от направления движения.

182. В условиях ограниченной видимости проход под мостами судов и составов разрешается только в случае, если судоходные пролеты имеют средства навигационного оборудования, позволяющие опознать эти пролеты не менее чем за 0,5 км и уверенно ориентироваться судоводителю (визуально или с помощью технических средств) при подходе к ним.

189. Процессом шлюзования, очередностью пропуска судов и составов, а также их расстановкой у причальных сооружений и устройств как в камере шлюза, так и на подходах к нему руководит вахтенный начальник шлюза.

Распоряжения вахтенного начальника шлюза в части соблюдения настоящего порядка обязательны для вахтенных судоводителей всех судов, находящихся в границах шлюза.

191. К шлюзованию не допускаются:

·   негабаритные суда и составы, у которых нет необходимых запасов по длине, ширине, высоте и осадке;

·   суда с неподнятыми якорями, волочащимися цепями, якорь-кошками или тросами, поломанными и выступающими за борт элементами отбойных устройств или грузов и другими неисправностями частей судна, могущими нанести повреждения конструкциям или оборудованию шлюза или другим судам;

·   суда, находящиеся в аварийном состоянии или имеющие значительную водотечность;

·   суда, у которых неисправны или полностью отсутствуют швартовные приспособления и тросы для надежной швартовки в камере;

·   суда, имеющие неисправные машины, рулевое управление, дистанционное управление;

·   суда с неукомплектованным экипажем, не имеющие возможности выделить члена экипажа для швартовки.

Ответственность за допуск неисправных судов к шлюзованию несут вахтенный судоводитель судна и вахтенный начальник шлюза.

193. Запрещается:

·   шлюзование транспортных судов при ветре свыше 6 баллов, а маломерных судов при ветре свыше 3 баллов. При крайней необходимости при ветре свыше 6 баллов, как исключение, транспортные суда могут быть допущены к шлюзованию по разрешению начальника гидроузла. В этом случае шлюзование осуществляется вручную силами экипажей судов и работников гидроузла или с помощью вспомогательного самоходного судна;

·   производить обгон судов в подходных каналах шлюзов и на участке канала протяженностью 1 км от шлюза;

·   швартовка судов в подходных каналах и камере шлюза за навигационные знаки, столбы осветительных фонарей, мачты, лестницы, леерные ограждения и другие устройства и детали, не предназначенные для этой цели;

·   остановка судов у причальных сооружений и берегов в ожидании встречного шлюзования с прохождением ожидающим судном знака 60 «Стоповый» согласно приложению 6;

·   отдача якорей и цепей-волокуш у причальных сооружений подходных каналов и в 20-метровой зоне от укрепленных откосов и берегов;

·   швартовать суда в ожидании шлюзования и в период шлюзования слабыми или неисправными швартовными тросами, которые могут оборваться при прохождении других судов или в период шлюзования;

·   швартоваться у причальных сооружений в зоне действия знака 60 «Стоповый» согласно приложению 6 судам, не предназначенным к очередному шлюзованию;

·   производить в границах гидроузла погрузочно-разгрузочные работы и переформирование составов (за исключением аварийных случаев);

·   переходить с борта своего судна на борт других судов без служебной надобности, заходить за леерное ограждение палубы судна;

·   высаживать пассажиров и членов экипажа на стенки камер, а также принимать их на борт со стенок камер. В порядке исключения с разрешения вахтенного начальника шлюза и вахтенного судоводителя допускается переход с палубы судна на стенки шлюза и наоборот должностных лиц организаций внутреннего водного транспорта и членов экипажей судов, если это вызвано производственной необходимостью и лишь при условии, когда расстояние между палубой и настилом стенки по высоте составляет не более 0,4 м и судно плотно ошвартовано бортом к стенке;

·   использовать громкоговорящие радиовещательные установки судна для целей, не связанных со шлюзованием.

194. Скорость движения судна в подходных каналах шлюза должна быть снижена настолько, чтобы от сгона воды проходящими судами не создавалась опасность зависания и обрыва швартовных тросов у стоящих в канале других судов.

В зоне шлюза все суда, включая скоростные, должны следовать самым малым ходом и регулировать скорость движения таким образом, чтобы в случае необходимости они могли отработать ход назад без лишних перемещений, не создавая волн высотой более 0,3 м.

202. На расстоянии 1 км от камеры шлюза в верхнем и нижнем бьефах устанавливаются знаки 30 «Внимание» согласно приложению 6, освещаемые в темное время суток желтыми проблесковыми огнями.

При отсутствии желтых проблесковых огней допускается их замена постоянными зелеными огнями или замена освещаемых знаков на светоотражающие.

Кроме того, на расстоянии, обеспечивающем безопасное расхождение с судами, стоящими в ожидании шлюзования, но не менее 100 м от ворот шлюза в верхнем и 50 м в нижнем бьефах, устанавливаются знаки 60 «Стоповый» согласно приложению 6, указывающие предел допустимого подхода судов к шлюзам при запрещающем (красном) огне на светофоре ближнего действия. В темное время суток эти знаки освещаются красным огнем. При отсутствии красных огней допускается замена знаков на светоотражающие.

На стрелках деривационных каналов верхнего и нижнего бьефов устанавливаются знаки 30 «Внимание» согласно приложению 6, освещаемые в темное время суток желтыми проблесковыми огнями.

При отсутствии желтых проблесковых огней допускается их замена зелеными или красными огнями или замена освещаемых знаков на светоотражающие, выставляемые согласно правилам расстановки навигационных знаков.

203. Пропуск судов через шлюзы регулируется семафорами дальнего действия (подходными) и двухзначными или трехзначными светофорами ближнего действия (входными светофорами). Положение и сигналы семафора перед камерой шлюза устанавливаются согласно приложению 8.

Семафор дальнего действия представляет собой мачту, установленную в таком месте, с которого она должна быть ясно видима с судов при подходе их к знаку 30 «Внимание» согласно приложению 6 как с верхнего, так и с нижнего бьефов. Исполнение семафора допускается по двум вариантам: с подвижным пером и без него. Мачта должна быть высотой не менее 8,5 м и окрашена в ярко-красный цвет. На вершине мачты укрепляется двухзначный светофор дальнего действия, подвижное перо длиной 1,5 м, шириной 18 см с диском диаметром 30 см на конце. Перо и диск окрашены с двух сторон по краям в ярко-красный цвет, а внутри — в белый цвет.

Разрешением на подход к знаку 60 «Стоповый» согласно приложению 6 перед камерой шлюза являются:

·   для судов, идущих вверх, в светлое время суток — перо семафора, поднятое вверх, в темное время суток — зеленый огонь на семафоре в сторону нижнего бьефа и красный — в сторону верхнего бьефа;

·   для судов, идущих вниз, в светлое время суток — перо семафора, опущенное вниз, в темное время суток — зеленый огонь на семафоре в сторону верхнего бьефа и красный — в сторону нижнего бьефа.

Разрешение для судов, идущих вверх, одновременно является запрещением для судов, идущих вниз, и наоборот.

Горизонтальное положение пера семафора в светлое время суток, или красный огонь на семафоре, или отсутствие огней в темное время суток означают запрещение судам проходить знак 60 «Стоповый» согласно приложению 6 как с верхнего, так и с нижнего бьефов.

Огонь семафоров должен быть виден в любое время суток на расстоянии не менее 1 км только с одной стороны, то есть только теми судами, которым дается разрешительный или запретительный сигнал.

Входные светофоры, установленные на головах шлюза, регулируют вход судна непосредственно в камеру.

Вход в камеру, подход к пирсам шлюза разрешается в случае, если судоводитель ясно видит зеленый огонь светофора. Красный огонь входного светофора или отсутствие огней запрещает судну пересекать линию знака 60 «Стоповый» согласно приложению 6.

204. В случае установки на головах шлюза двухзначных входных светофоров со стенок пультов управления шлюзов, обращенных в сторону бьефов, подаются сигналы огнем желтого цвета, которые информируют судоводителей о начале приготовления камеры шлюза для пропуска судов и предупреждают о подготовке судов к очередному шлюзованию с того бьефа, с которого виден этот огонь.

Подача желтого сигнала не дает права судам на пересечение линии знака 60 «Стоповый» согласно приложению 6 и вход в камеру, а только предупреждает их о необходимости быть готовыми к входу в камеру.

205. Для обозначения в темное время положения ворот камеры шлюза (указания — закрыты они или открыты) устанавливается следующая сигнализация:

·   при закрытом положении ворот — красный огонь на стенке пульта управления шлюзом, обращенной внутрь камеры шлюза;

·   при открытом положении ворот — зеленый огонь на том же месте.

Красный огонь на стенке пульта управления шлюзом или отсутствие огня запрещает находящемуся в камере судну отдавать швартовы и начинать движение в сторону выходных ворот.

Выход из камеры шлюза разрешается, если судоводитель ясно видит зеленый огонь на стенке пульта управления шлюзом.

224. Заход маломерных судов в камеру разрешается только после входа и окончания швартовки всех других судов. На период шлюзования маломерным судам разрешается швартоваться под бортом у груженых транспортных судов.

Установка маломерных судов под бортом у порожних транспортных судов запрещается.

Шлюзование перегруженных (пассажирами или грузами) маломерных судов категорически запрещается.

229. Выход из камеры суда начинают только после включения зеленого разрешающего огня на стенке пульта управления шлюзом.

230. При выходе из камеры шлюза суда придерживаются той же последовательности, какая была у них при входе в камеру.

При одновременном шлюзовании сухогрузных, маломерных и скоростных судов, если позволяет ширина шлюзующихся судов и их положение в камере, первыми после полного открытия ворот и до отдачи швартовных тросов на сухогрузных судах из камеры должны выйти маломерные суда, затем скоростные.

Выход из камеры суда начинают только после включения зеленого разрешающего огня на стенке пульта управления шлюзом.

ГЛАВА 16. СТОЯНКА

233. Места рейдов для стоянки судов на отдельных участках внутреннего водного пути устанавливаются в соответствии с местными условиями плавания.

Стоянка маломерных судов юридических и физических лиц, за исключением маломерных судов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта, в городской черте населенных пунктов, не указанных в настоящих Правилах, разрешается в местах, установленных местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органом по безопасности судоходства.

237. Суда, плавучие установки и соединения плавучего материала не могут становиться на стоянку:

·   в местах, обозначенных знаками 5.1 «Запрещение стоянки», 5.2 «Запрещение стоянки судов по ширине», 44 «Место оборота судов» согласно приложению 6;

·   на участках судового хода, где стоянка, как правило, не допускается в целях обеспечения безопасности судоходства (подводные переходы, водозаборы, купальни и другие участки, специально не предназначенные для стоянки), и вблизи гидротехнических сооружений;

·   в зоне мостов, высоковольтных линий электропередач, гидросооружений и подводных переходов;

·   на непросматриваемых и затруднительных участках и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением;

·   на входах в притоки и выходах из них;

·   на участках прохода паромов;

·   на перекатах и вблизи навигационных знаков;

·   на пересечении курсов судов, подходящих к пристани или отчаливающих от нее.

238. Суда, плавучие установки и соединения плавучего материала не могут становиться на якорь:

·   на участках, обозначенных знаком 6 «Якоря не бросать» согласно приложению 6;

·   на участках судового хода, не предназначенных для стоянки, где стоянка на якоре, как правило, не допускается в целях обеспечения безопасности судоходства, и вблизи гидротехнических сооружений.

239. Запрещается ставить суда в районе городской набережной и в районе городского пляжа, границы которого ограждены плавучими буйками.

240. Запрещается оставлять на якоре, на судовом ходу без буксира (толкача) любые суда без экипажа.

241. Суда не вправе пришвартовываться к берегу на участках водного пути, на которых швартовка запрещена.

242. Запрещается использовать для швартовки или снятия с мели деревья, парапеты, столбы, тумбы, колонны, металлические лестницы, поручни и тому подобное.

ГЛАВА 20. ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ЛОВ РЫБЫ С СУДОВ

277. Проведение водных праздников, спортивных и других культурных мероприятий на водных путях разрешается в местах, установленных настоящими Правилами, а также определенных местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органом по безопасности судоходства.

278. Границы на водных путях, в пределах которых разрешается или запрещается занятие подводным плаванием, воднолыжным и другими видами спорта на воде, определяются местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органом по безопасности судоходства.

Проведение спортивных мероприятий на спортивных судах в городской черте разрешается в районе действия спасательных станций за пределами судового хода, если иное не предусмотрено настоящими Правилами, а также в местах, установленных местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органом по безопасности судоходства.

279. Использование водных лыж и аналогичных устройств допускается только в светлое время суток в условиях хорошей видимости.

На буксирующем судне с воднолыжником судоводителя должно сопровождать лицо, которому поручено обслуживание буксира и наблюдение за воднолыжником.

Буксирующее судно с воднолыжником при выходе за границы на специально отведенном для него участке внутреннего водного пути должно находиться на безопасном расстоянии от берега, других судов и водных объектов и купающихся, но в любом случае не менее 50 м.

Запрещается волочить буксирный канат за судном, если за него не держится воднолыжник.

280. Суда, занятые ловом рыбы на судовом ходу, не должны затруднять движение или вынуждать изменять скорость судам, следующим установленными полосами движения или рекомендованными курсами.

281. Судам запрещается проходить на близком расстоянии от кормы судна, несущего сигнализацию, указанную в пункте 99 настоящих Правил.

282. Не допускается лов рыбы неводом с помощью нескольких рядом идущих в одном направлении судов на судовом ходу.

283. Судам, занятым ловом рыбы, запрещается:

·   выметывать рыболовные снасти более чем на половину судового хода;

·   выходить на судовой ход в условиях ограниченной видимости;

·   начинать выметывание рыболовных снастей перед приближающимися судами;

·   выметывать рыболовные снасти на судовом ходу на расстоянии менее 1 км от судоходных пролетов мостов;

·   устанавливать рыболовные снасти с поплавками, не соответствующими требованиям пункта 83 настоящих Правил.

284. Запрещается занятие подводным плаванием:

·   на пути судов, несущих сигнализацию, указанную в пункте 65 настоящих Правил;

·   перед входом в порты;

·   вблизи мест стоянки судов, плавучих объектов;

·   в зонах, предназначенных для занятия воднолыжным и другими водными видами спорта;

·   в иных местах, где судоходство может быть затруднено.

285. Нахождение других судов от судна, несущего сигнализацию согласно пункту 100 настоящих Правил, допускается на расстоянии не менее 500 м. Если соблюдение этой дистанции невозможно в связи с судоходными условиями, таким судам необходимо прекратить движение и ожидать разрешения на проход.

РАЗДЕЛ II. МЕСТНЫЕ УСЛОВИЯ ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 21. ПИНСКИЙ УЧАСТОК ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

286. Пинский участок внутренних водных путей Республики Беларусь включает в себя участок Днепро-Бугского канала от г. Бреста до г. Пинска, участок р. Припять от г. Пинска до г.п. Микашевичи, Микашевичский канал, участок р. Горынь от станции Горынь до устья, участок р. Верхняя Припять от г. Пинска до оз. Нобель, участок р. Стырь от д. Диковичи до д. Старые Кони.

292. Движение и стоянка маломерных судов, принадлежащих физическим лицам, на Микашевичском канале запрещены.

297. Проведение спортивных мероприятий на спортивных судах, плавание на яхтах, байдарках, прогулочных шлюпках и лодках разрешается:

·   в районе г. Бреста — на акватории затонов, расположенных на правом берегу р. Муховец выше и ниже Варшавского моста и на р. Муховец вне границ судового хода от Ковельского железнодорожного моста до ул. Советских пограничников г. Бреста, а также в местах, установленных местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органом по безопасности судоходства;

·   в районе г. Пинска — на р. Струмень (Верхняя Припять) вне границ судового хода и на р. Пина от верхней границы городского парка культуры г. Пинска до шоссейного моста вне границ судового хода, а также в местах, установленных местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органом по безопасности судоходства.

Запрещается указанным в настоящем пункте судам заходить на акватории рейдов, портов, заводов, причалов погрузки и выгрузки судов.

ГЛАВА 22. МОЗЫРСКИЙ УЧАСТОК ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

306. Мозырский участок внутренних водных путей Республики Беларусь включает в себя участок р. Припять от г.п. Микашевичи до белорусско-украинской государственной границы.

310. Проведение спортивных мероприятий на спортивных судах в районе г. Мозыря разрешается в протоке Мерлявица и в районе д. Новики по правой косе за границей судового хода от производственных площадей открытого акционерного общества «Мозырьдрев» до верхней границы охранной зоны кабельного перехода выше санаторной зоны от железнодорожного моста вдоль левого берега до входа в затон порта Мозырь и от входа в затон порта Мозырь вдоль правого берега до базы центра внешкольной работы, а также в местах, установленных местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органом по безопасности судоходства.

ГЛАВА 23. ГОМЕЛЬСКИЙ УЧАСТОК ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

315. Гомельский участок внутренних водных путей Республики Беларусь включает в себя участок р. Сож от д. Гроново до устья р. Сож и участок р. Днепр от устья р. Сож до д. Любеч.

321. Проведение спортивных мероприятий на спортивных судах в районе г. Гомеля разрешается за пределами судового хода по правой косе у д. Плесы (от пристани до Кленковского железнодорожного моста) и по левой косе у д. Монастырька (от железнодорожного моста до верхней границы Новобелицкого пляжа), а также в местах, установленных местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органом по безопасности судоходства.

ГЛАВА 24. РЕЧИЦКИЙ УЧАСТОК ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

324. Речицкий участок внутренних водных путей Республики Беларусь включает в себя участок р. Днепр от устья р. Березина до устья р. Сож.

326. Проведение спортивных мероприятий на спортивных судах в районе г. Речица разрешается за пределами судового хода выше верхней границы зоны железнодорожного моста и ниже нижней границы акватории порта Речица, а также в местах, установленных местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органом по безопасности судоходства.

ГЛАВА 25. МОГИЛЕВСКИЙ УЧАСТОК ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

329. Могилевский участок внутренних водных путей Республики Беларусь включает в себя участок р. Днепр от д. Гатьковщина до устья р. Березина.

331. Маломерным судам в районе рейда разрешается движение только на малом ходу.

332. Проведение спортивных мероприятий на спортивных судах в районе г. Могилева разрешается выше верхней границы городского пляжа за пределами судового хода, а также в местах, установленных местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органом по безопасности судоходства.

ГЛАВА 26. БОБРУЙСКИЙ УЧАСТОК ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

339. Бобруйский участок внутренних водных путей Республики Беларусь включает в себя участок р. Березина от г. Борисова до устья.

342. Маломерным судам в районе рейдов разрешается движение только на малом ходу.

343. Проведение спортивных мероприятий на спортивных судах в районе г. Бобруйска разрешается в местах, установленных местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органом по безопасности судоходства.

Запрещается проведение тренировок в районе рейдов порта Бобруйск и республиканского унитарного Днепро-Березинского предприятия водных путей.

ГЛАВА 27. ВИТЕБСКИЙ УЧАСТОК ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

349. Витебский участок внутренних водных путей Республики Беларусь включает в себя участок р. Западная Двина от г. Верхнедвинска до белорусско-российской государственной границы.

ГЛАВА 28. ГРОДНЕНСКИЙ УЧАСТОК ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

358. Гродненский участок внутренних водных путей Республики Беларусь включает в себя участок р. Неман от д. Куписк до д. Шандубра.

ГЛАВА  29.  БЕЛОРУССКАЯ ЧАСТЬ АВГУСТОВСКОГО КАНАЛА

367. Маломерные и парусные суда должны осуществлять движение за пределами судового хода. Если это невозможно исходя из особенностей данного участка водного пути, движение таких судов может осуществляться в пределах судового хода вдоль правой по ходу кромки, но не более 3 м от нее и при условии, что оно не затруднит движение и маневрирование на судовом ходу других судов.

369. Для прохождения белорусской части Августовского канала  по шлюзовой системе устанавливаются следующие допустимые габариты судов:

длина до 39,0 м;

ширина до 5,5 м;

наибольшая высота от осадки порожнем до 5 м. Суда с большей высотой от осадки порожнем должны проходить мосты с заваленными мачтами.

370. На Августовском канале разрешается скорость движения:

не более 20 км/ч – для одиночных судов;

не более 5 км/ч – в черте гидроузла «Домбровка», д. Рынковцы, д. Дмисевичи (за исключением спасательных судов).

372. Проведение спортивных мероприятий на белорусской части Августовского канала разрешается в районе д. Немново в акватории судоходного шлюза «Немново», водосборного шлюза «Куркуль» и р. Осташанка.

Приложение 1

к Правилам плавания по внутренним водным путям Республики Беларусь

Габариты судов, составов, плотов и иных плавучих объектов

1. Минимальные запасы по глубине (минимальные запасы воды под днищем):

Глубина судового хода, см Для судов (составов) Для плотов независимо от характера грунта, см
при каменистом грунте, см при песчаном и галечном грунте, см
До 150
151-300
300 и более
15
20
25
10
15
20
20
25
30

Примечание. Величина минимального запаса воды под днищем обозначает минимальную разницу между глубиной на конкретном участке водного пути и наибольшей осадкой судна, плота на стоянке.

2. Допустимые габариты по длине судов и составов не должны превышать фактического радиуса закругления судового хода в следующих соотношениях:

Судно Направление движения
вверх (раз) вниз (раз)
Одиночное судно
Толкаемые составы
2,5
1,5
3,0
2,0

3. Минимальные запасы по ширине на каналах:

3.1. минимальные запасы по ширине на каналах обозначают сумму расстояния между бортами судов (составов) и расстояния между ними и откосами канала;

3.2. минимальные запасы по ширине на каналах со стороны каждого борта судна при двухпутном движении должны быть равны 0,3 суммы ширины расходящихся судов (составов), плотов, иных плавучих объектов, а при однопутном движении — 0,5 ширины плавающих судов (составов), плотов, иных плавучих объектов (на уровне днища).

4. Минимальные запасы по глубине (минимальные запасы воды под днищем) на порогах шлюзов:

Глубина на пороге, см Материал камеры шлюза
дерево, см камень или бетон, см
До 100
101-250
Свыше 250
10
15
-
-
25
40

5. Минимальные запасы по ширине между бортом и стенкой камеры шлюза:

Ширина камеры шлюза, м Запас со стороны каждого борта, м
До 10,0
До 18,0
Свыше 18,0
0,2
0,4
0,5

6. Минимальные запасы по длине при прохождении шлюза устанавливаются в зависимости от полезной длины его камеры:

Длина камеры шлюза, м Запас по длине камеры шлюза, м
До 50 1
От 51 до 100 2
От 101 до 150 4
От 151 до 210 6
Свыше 210 10

7. Минимальные запасы по высоте при прохождении мостов и надводных переходов устанавливаются (без учета волнового режима):

под мостами — 0,2 м;

под проводами линий связи — 1,0 м;

под проводами высокого напряжения:

·   до 110 кВ — 2,0 м;

·   до 150 кВ — 2,5 м;

·   до 220 кВ — 3,0 м;

·   до 330 кВ — 3,5 м;

·   до 500 кВ — 4,0 м.

Приложение 2

к Правилам плавания по внутренним водным путям Республики Беларусь

Сигнальные флаги и знаки


Комментарии отключены

Опубликовано
Дата: Сентябрь 20, 2011 в 14:54
Автор: admin
Категория:


Недавно опубликовано

50 ответа(ов)

Аттестация судоводителей

Опубликовано Июнь 3, 2011 в категории Новости, Новости ГИМС, Подготовка судоводителей
132 ответа(ов)

Задать вопрос

Опубликовано Май 20, 2011 в категории Вопросы и ответы
5 ответа(ов)

Отмена ТО

Опубликовано Апрель 13, 2011 в категории Новости, Новости ГИМС, Технический осмотр
28 ответа(ов)

Отмена регистрации

Опубликовано Апрель 1, 2011 в категории Новости, Новости ГИМС, Регистрация
3 ответа(ов)

Сайт ГИМС

Опубликовано Октябрь 12, 2010 в категории Новости